Задорная прелесть

Николай СТАРШИНОВ • 13 августа 2017

    Одним из первых литераторов, обративших внимание русскую частушку, был Глеб Успенский, который сначала в 1863 году в очерке «На бегу», а потом в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» посвятил ей несколько страниц. Он отмечал, что народ «частушками откликается на каждую малость жизни», они «неведомым путем создаются неведомым поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне». Здесь же Г. Успенский выражал уверенность в том, что читатель «частушек почувствует свежесть и молодость народна души»...

    Но, пожалуй, самый ощутимый вклад в дело утверждении частушки как жанра внес замечательный философ, священник Павел Александрович Флоренский, выпустивший в 1909 году Костроме брошюру «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда», не только собравший их, но и написавший ним блестящее поэтическое предисловие.

    П. А. Флоренский писал: «Тон шутки, более или менее заметный, весьма часто покрывает частушечную эротику.

    Эта действительность частушки, это шутливое в глубоком глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть».

    И еще: «...эротика, которую высказывала перед всеми, да еще среди веселящихся товарищей и подруг, не есть, вообще говоря, эротика самой глубины души. Это — чувство более или менее поверхностное — не столько страсть, сколько забава»...

    Подлинный творец частушек, народ, наделен необычайным даром: из ничего делать чудо. Уберет в слове один слог и частушка преображается, оживает:

    Возьму синие ведерочки, Пойду на сепарат. Что-то милого не видно — Неужели он хворат?

    Почти полвека я собираю частушки. Сначала записал те которые помнил еще с детских лет, когда до войны жил в подмосковном селе Рахманове и слышал их на вечеринках.

    Потом собрал немало частушек во время многочисленных поездок на рыбалку. А объездил я добрую половину наших областей.

    И наконец, специально побывал на нескольких фабриках, где используется в основном женский труд. В частности, на ткацкой фабрике в Переславле Залесском. Там я сразу записал несколько сотен частушек...

    П. А. Флоренский писал: «...в настоящем собрании частушек большая часть материала принадлежит «девочкам», хотя всех известно, что частушками по преимуществу занимаются ребята».

    На сегодняший день все обстоит по-иному: более девяноста пяти процентов частушек записано мной у женщин. И подавляющее большинство из них и написано от их имени. Это дает основание для вывода, что и хранителями, и распространителями, и, думаю, творцами их (многих!) являются женщины. И очень, очень талантливые женщины!..

    Девяносто лет назад П. А. Флоренский писал: «Возможно, что лет через 10—15 лет не останется и следа от многих бесценных сокровищ фольклора, которыми владеет наша Родина. Пока можно еще, пока есть время, надо сохранить, что успеем».