Маркировки сроков годности на товарах имеют скорее психологическое значение и на самом деле мало что значат, Реальность заключается в том, что ответственность за свежесть и безопасность продуктов полностью лежит на плечах потребителя, предупреждают американские диетологи. В России, где с 15 февраля отменена обязательная сертификация пищевой продукции, действовавшая почти 20 лет, потребителям придется быть настороже вдвойне. По последним опросам, лишь 32% россиян уверены в безопасности покупаемых продуктов. Срок годности и фраза «использовать до» на продуктах питания и других потребительских товарах весьма условны. Общеизвестно, что продукты питания начинают портиться практически с момента сбора урожая, а продолжительность их пригодности к употреблению зависит не столько от времени, сколько от условий хранения. По мнению профессора университета Миннесоты Теда Лабуза, дата срока годности скорее характеризует оптимальную для качества товара свежесть, чем его безопасность. При определении сроков хранения с тем, чтобы охватить самые разные категории покупателей, производители ориентируются на потребителя, который представляет из себя ленивого человека с плохо оборудованной кухней, не особо заботящегося о правильных условиях хранения тех или иных продуктов, пишет портал Slate.

    В случае со скоропортящимися продуктами, такими как молоко и мясо, при правильном хранении можно смело прибавлять от 3 до 7 дней к той дате, которая указана на товаре как крайний срок реализации. Что касается овощей, то ухудшение внешнего вида прямо указывает на потерю их питательных свойств - так что в данном случае достаточно просто довериться своему зрению и обонянию. Макароны и рис будут оставаться отличными на вкус в течение года. В запакованных пакетах печенье остается съедобным в течение многих месяцев, прежде чем жир, использовавшийся при их изготовлений, станет прогорклым. Консервы теоретически самые безопасные продукты, их можно хранить в прохладном месте до пяти лет и выше.

    Ярлычки с указанием сроков годности не только вводят в заблуждение, но еще и не отличаются последовательностью - одни производители указывают дату, до которой товар нужно использовать, другие - до которой его нужно реализовать. Это связано с тем, что в США, за исключением детского питания, даты срока годности не регулируются федеральными законами, соответственно, единого стандарта нет. Производители и торговые сети добровольно вводят те или иные стандарты, но на самом деле они внушают ложное чувство защищенности. С тем же успехом можно было бы вообще отказаться от маркировки сроков годности, пишет издание, честно признавшись, что потребителю ничего не гарантируется.

    В России качество продуктов, вне зависимости от сроков годности, у многих вызывает вполне справедливые опасения. Согласно недавнему исследованию международной исследовательской компании Nielsen, лишь 32% россиян уверены в безопасности продовольствия, которое они покупают в магазинах. Еще две трети заявляют, что готовы даже переплачивать за гарантию безопасности продуктов. И только 21% готовы есть купленные продукты после истечения срока их годности.

    При этом большинство (71%) россиян уверены, что обеспечивать безопасность продовольствия в первую очередь должны производители, 25% отводят эту роль государству и еще 4% возлагают это на ритейлеров.

    Между тем новые правила сертификации продуктов в России, по которым вся ответственность за безопасность продукции ложится на производителей, вызывают рост обеспокоенности потребителей. Напомним, что с 15 февраля постановлением правительства отменена обязательная сертификация парфюмерно-косметической и пищевой продукции, действовавшая почти 20 лет. Теперь в качестве подтверждения безопасности продукции должны предоставляться декларации о соответствии. Их подготавливают непосредственно сами производители на основании собственных доказательств или результатов, представленных независимыми лабораториями.

    Пока же почти две трети опрошенных россиян (67%) считают, что они сами отвечают за безопасность того, что они покупают и едят. По данным другого исследования компании, только 68% жителей России обращают внимание на надписи на продовольственной упаковке в принципе, к сожалению, понимают, о чем там написано, лишь 38% опрошенных.