Чем могут помочь родители детскому саду
Должны ли родители разделять вместе с воспитателями детского сада заботу о малышах? В чем заключается связь семьи и детского сада в воспитании ребят? Как может воспитатель добиться взаимопонимания с родителями?
— Вспоминается такой случай: в детском саду было назначено общее родительское собрание. И хотя в объявлении написали «Явка строго обязательна», пришли считанные люди. Родители и собрание, и нас дружно проигнорировали. Упрекать мам и пап в несознательности было несправедливо. Тут была и наша вина. На предыдущих встречах (как, впрочем, и на этой) родители скучали, слушая, как докладчик приводит книжные примеры, весьма далекие от жизни наших детей. Всем сообщалось одно и то же, а сидели разные люди, у которых и дети тоже разные. Но мы никого не различали, все для нас были на одно лицо. Потому-то нас и проигнорировали.
Пришлось всерьез задуматься: как же строить взаимоотношения с родителями?
Наблюдая, как играют ребята в детском саду, мы обратили внимание на то, что не все умеют ладить в игре. В их играх отражалось то отрицательное, что они видели в семье. Вот об этом мы решили поговорить на следующем общем родительском собрании,
А для начала предложили послушать магнитофонную запись высказываний детей во время игры. Простой игры, когда малыши укладывают спать своих кукол... Наступила тишина. Заработал магнитофон... «Спи сейчас же! Кому говорю!— произнес детский голос.— Завтра мне в первую смену идти а ты опять будешь свои выкрутасы показывать. Закрывай глаза, а то плохо будет!»
«Спи, моя маленькая,— это уже голос другой девочки,— спи, моя доченька. Закрывай глазки, спокойной ночи. Спи, и я пойду спать!»
Родители без труда узнали по голосам своих детей. И себя, конечно, тоже узнали. Хотя мы никого не стыдили, никому не говорили: «Вы не так поступаете». Нам никого не хотелось обижать. Ведь обида легко может разрушить веру в себя. Мы стремились лишь деликатно напомнить, как не надо воспитывать, и, напротив, хотели показать, сколько еще возможностей у каждого человека, чтобы проявить себя с лучшей стороны по отношению к собственному ребенку.
Наблюдая за детьми, воспитатели составили характеристики игрового поведения каждого ребенка: любимые игры, игровые навыки, взаимоотношения с товарищами. Поэтому разговор с родителями был конкретный: как организовать игровую деятельность ребенка дома.
...Беспокил воспитателей Андрей. Сколько труда вложили дети з постройку, дом получился высокий, красивый! Оставалось только поставить последний кубик. Тут Андрей обиделся на Игорька, который опередил его, и... развалил ногой всю постройку. Вот так всегда: если что не по нему, мальчик все рушит, других детей обижает.
Многое прояснилось для воспитательницы после разговора с мамой Андрея. Выяснилось, что за непослушание мама часто запирала сына в ванной комнате и оставляла на долгое время одного в темноте. Мальчик плакал. Пережитый страх, жестокость матери озлобили ребенка. Конкретные советы в персональной папке, которую получила мама Андрея, касались в основном игры, но подразумевали большее.
И что же? Изменилась, хотя, конечно, не сразу, обстановка дома. Мама теперь и сама придумывала игры, приглашала в гости товарищей сына. Поведение Андрея стало меняться в лучшую сторону, потому что мама стала другой — ровной, доброжелательной в обращении с сыном. Необходимость в устрашающих мерах воздействия отпала сама собой. Так мы помогаем родителям приобрести педагогический опыт, утвердиться в своем собственном родительском «я».
Многие мамы и папы признавались в анкетах, которые мы предложили им, что не знают, как руководить игрой, не умеют занимать детей. На родительской конференции «Мы играем» воспитатели показали игротеку, которую может иметь каждая семья: викторины, лото-загадки, разрезные картинки, волчок, кубики. Родители с интересом следили за детьми во время игры. Вот двум группам мальчиков дали задание: построить гаражи для машин. Причем кубики заранее были уложены в две коробки. Юные моряки защищают честь своей команды «Аврора». Скорость и сноровка приносят успех.
...Однажды, выйдя на прогулку, дети нашли деревянную бутылку (ее заранее сделали родители). В бутылке оказалось письмо, в котором сообщалось, что в районе «Глухие скалы» терпит крушение корабль доктора Айболита со зверями, на них вот-вот нападет злой Бармалей. В бутылку была еще вложена карта, где красным значком указывалось место крушения корабля.
Дети, конечно, захотели отправиться на помощь доктору Айболиту и зверям, но как добраться до «Глухих скал», никто не знал. В это время «неожиданно» появились родители. Рассмотрев карту, папы сказали, что Айболита могут выручить только настоящие друзья. Несколько дней вместе с детьми они строили корабль из картона, фанеры и досок. И вот экипаж отправился в путь. Детям пришлось преодолевать множество препятствий. Игра проходила на участке, родители следили за ней, оживленно переговариваясь: «А мой-то испугался воды!», «А мой сразу сообразил, что делать».
Конечно, дети спасли Айболита. И незаметно для себя многому научились в игре.
Конечно, хороший педагог может завоевать сердце ребенка, а забавная игрушка, веселая сказка, интересный диафильм — отвлечь от грустных мыслей, сгладить тоску по дому. Но разве з этом задача детского сада и работающих в нем воспитателей? Должны ли педагоги пытаться заменить родителей, а родители — во всем полагаться на знания и опыт воспитателей?
Мамы или папы может не быть рядом, но ребенок должен чувствовать, что они его не забывают. Это ощущение близости родителей поддерживает ребенкё, примиряет его с новой обстановкой. И детский сад уже не воспринимается как разлука с домом, и связь с родителями не прерывается.
Для себя же, как воспитатели, мы сделали вывод: путь к уму и сердцу родителей можно найти только через детей. Приведу еще пример, связанный с игрой. Нам хотелось оживить сюжетно-ролевые игры в детском саду. Сколько можно играть в дочки-матери! Почему нельзя в школу или больницу? Только вот беда: нет у кукол ни белых халатов, ни шапочек с красным крестом. Да и за парты никого посадить нельзя: какие это «ученики» без школьной формы? Мы ждали помощи от родителей, но добровольцев в группе молодой воспитательницы Светланы Георгиевны долго не находилось. Тогда посоветовала я ей приглядеться к мамам, ведь женщину, которая умеет шить, сразу можно отличить по одежде.
«Есть у меня такая — мама Лены. Наряды шьет дочери, залюбуешься. Да и сама как картинка, разодета. Только помощи детскому саду мы от нее пока не видим»,— вздохнула Светлана Георгиевна.
И тогда помогла нам сама Леночка. Вниманию мамы мы предложили все ту же индивидуальную папку, в которой воспитательница отметила склонности, интересы ребенка: «Леночка любит играть в куклы, бережно, аккуратно к ним относится, любит шить, кроить из бумаги. Но интерес к занятию быстро пропадает, так как девочка не знает последовательности операции», а на словах еще посоветовала маме поддерживать у девочки интерес к шитью, к моделированию, в свободные минуты позаниматься с декой, показать ей, как соединять части в единое целое.
Ну какая же мама откажется помочь своему ребенку? И скоро Леночка многому научилась благодаря маме. А в кукольном уголке детсада появились «медсестра», «ученица», «повар», наряды для которых сшили Лена и ее мама.
Теперь в нашем игровом уголке есть много спортивных снарядов, сделанных руками отцов: разноцветные обручи, кольцебросы, наполненные морской солью подушечки для поднятия тяжестей и даже пьедестал для победителей. Наверное, если бы мы просто обратились с просьбой: принесите то, сделайте это,— вряд ли она была бы так успешно выполнена. Педагоги детского сада не должны в таких своих просьбах вставать в позу категоричной требовательности, которая легко может перейти в потребительство. Нужна не только деликатность, но главное — педагогическая и нравственная основа для взаимности. Надо умело подводить родителей к правильному восприятию тех же детских игр или забав, рассказывать им о пользе подвижных игр, активно включать в создание спортивного комплекса.
Все детские праздники у нас обязательно проходят с участием родителей. Многим запомнился вечер на тему «День рождения ребенка в семье». Мы хотели показать молодым родителям, как можно отметить это событие дома. В программу вечера включили сюрпризы, игры-шутки, праздничные угощения. Придумывали их сообща: и родители, и воспитатели.
Два раза в году мы проводим среди родителей конкурс на лучшую игрушку-самоделку. Выставки, которые мы устраиваем, имеют большой успех, а потом все самодельные игрушки, конечно, переходят к ребятам. Дети с гордостью рассказывают товарищам, как мама или папа делали игрушку, а они им помогали. Популярны в нашем детском саду и народные игры: тут уж инициатива переходит к бабушкам и дедушкам. Разве плохо, что современные дети у нас играют в «Гори, гори ясно» или «А мы просо сеяли», «Цепи кованые»?
Бывает, помочь надо и в простом физическом труде, но главное все-таки — родители должны понимать свою воспитательную миссию и на каждом шагу убеждаться в пользе своих стараний для детей.