Первый весенний месяц, именуемый ныне мартом, искони почитался у многих народов древности священным. С него и начиналось, по большей части, новолетие.
В общем-то весеннее новолетие естественно для человека — существа дневного, «световидного», как говорят святые отцы. Ведь именно в марте планета летит по кривой интенсивного нарастания света, в это время все живое начинает пробуждаться от зимней спячки. Именно в марте — апреле происходит кардинальная перестройка в работе биологических часов всех живых существ, в том числе и человека. Все живое переходит на более интенсивный режим бытия, связанный с рождением и воспитанием потомства.
Весна — освящение Земли, ее творческих плодоносных сил.
Календари вообще появляются на заре истории именно из земледельческой потребности. Древнему сеятелю было важно знать, в какое время нужно бросить в землю зерно, чтобы из него успел до холодов развиться спелый колос... Вот почему все древнейшие календари весенние, новогодия в них приурочены к весне. Именно отсюда идет языческое поклонение святым плодоносным силам, которые поднимают ростки из земли, формируют колос, наливают живительной силой зерна. Для тогдашнего человека это не было религиозным отвлечением, это был вопрос жизни и смерти. Потому и естественно трепетно-благодарственное отношение к весне, к вешнему повороту Солнца на лето, к первому весеннему месяцу.
Культ Древнего Шумера был магическим и покоился на двух идеях: умирания природы осенью и воскресения ее весной. Весенний праздник воскресения природы в Шумере представлял собою грандиозную мистерию бракосочетания царя Шумера с «царицей небес» Инанной, которую можно назвать предшественницей греческой богини Афродиты. Мистерия бракосочетания олицетворяла встречу нового года. Роль богини исполняла специально избранная для этой цели жрица. Этот совершенно натуралистический обряд совершался во «святая святых» храма. Сам акт бракосочетания носил магический смысл. По представлениям древних насельников долины Тигра и Евфрата, в это время оживали луга и поля, поднималась сочная трава, буйно колосились хлеба, созревали плоды на деревьях... Шумеры, по всей видимости, еще в глубокой древности оказали влияние на календарные идеи многих, если не всех, окружающих народов. В частности, мартовское новолетие укоренилось в календарях древних персов, греков, римлян.
О римском календаре следует сказать особо, ибо он в известном смысле послужил основой для современного европейского календаря. Самый древний календарь римлян — так называемый календарь Ромула — был преимущественно аграрным и учитывал лишь ту часть года, которая сопровождается сельскохозяйственными работами. Продолжительность его около 10 месяцев — от марта (древнейшее его название «промидилис», то есть «первый») до декабря («десятый»). Остальное время (нынешние «январь» и «февраль»), как малосущественное для крестьянина, вообще не учитывалось. Промежуток от одной весны (посева) до другой делился на части по событиям фенологического характера. Часто такие «естественные» месяцы имели разную длину. По свидетельству древних историков, в годе Ромула некоторые месяцы были продолжительностью до 39 дней. Позднее «промидилис» стал именоваться «мартусом» — в честь бога войны Марса. Впрочем, Марс богом войны стал не сразу, длительное время у него была весьма мирная «профессия» — он почитался как бог земледелия, позднее стал защитником мирного труда римлян-зем-ледельцев, а еще позднее — богом войны.
Итак, само имя «первого в месяцех месяца» «март» мы унаследовали от римлян-земледельцев, а значит, и солнцепоклонников. Однако при проведении реформы в 45 году до н. э. император Юлий Цезарь упраздняет древнее мартовское новолетие и переносит его на 1 января. Утверждают, что император увлекался астрологией и перенос новолетия осуществил в «силу ритуальных, астрологических и административных соображений». Возможно, это отчасти и так, но все же думается, что дело было не столь в личных пристрастиях Цезаря. Известно, что на протяжении IV—Ш вв. до н. э. идет довольно-таки интенсивный процесс проникновения в империю лунных культов, скотоводческих по своему происхождению. В это время на первые позиции в римском пантеоне выдвигается двуликий бог времени Янус, бог начал, истоков рек, входов и выходов. Само слово «Янус» происходит от «януа», что означает «дверь». Янус — ключарь года весьма часто изображался со связкой ключей в руке. Кроме того, как бог света, он открывал небесные врата и выпускал на землю день. Ведь именно с января после зимнего солнцестояния начинал увеличиваться день. Как богу времени, Янусу посвящались календы (отсюда и наше общеупотребительное «календарь»), то есть начала месяцев. Особенно торжественно праздновались календы месяца, посвященного Янусу, то есть январские календы, конкретно — день 1 января.
Удачно ли это январское, зимнее начало года, с нашей современной точки зрения? Думается, не очень. Люди все же дети солнца, а не луны, и для «световидного» человека естественно, чтобы год начинался с момента весеннего равноденствия, когда свет «перемогает» тьму. В древности люди понимали это весьма и весьма четко. Но, как бы то ни было, через юлианский календарь, применявшийся и после смерти Юлия Цезаря во всей империи, это в известном смысле противоестественное для европейского человечества зимнее новолетие стало мировым...
Весенним было новолетие и в России вплоть до 1492 года. Оно отмечалось 1 марта старого стиля, в день памяти преподобной мученицы Евдокии. Русский крестьянский месяцеслов Авдотьев день именует «новичком», то есть новолетием. В народном календаре это первая встреча весны. «Евдокия весну снаряжает»,— говорит пословица.
Авдотья-весновка некогда в народе почиталась большим праздником, отмечали его, как всегда ново-летия, весело и торжественно. С этого дня девушки и дети начинали «кликать» (то есть звать) весну, петь, точнее выкрикивать, веснянки. Обряд выкликания весны сводился к тому, что выкликающие влезали на крыши домов или собирались на подсохших пригорках и выкрикивали веснянки:
Благослови мати, Весну закликати, Рано, рано Весну закликати. Весну закликати, Зиму провожати...
Мартовское новолетие — это наследие очень глубокой, дохристианской древности. Для славянина-земледельца естественный год начинался в марте — апреле, а резкая континентальность климата как бы подчеркивала эту естественную границу старого — зима — и нового — весна — года. Ко времени установления веры Христовой и на Руси новолетие у византийцев было осенним, сентябрьским. Россия, как известно, перенимает православные церковные обычаи, но сентябрьское новолетие у наших предков не прививается. И старый мартовский славянский гол побеждает. Уже первые русские летописцы считают свои лета с весны.
Вторая встреча весны в народном месяцеслове — это астрономическая весна. «В марте день с ночью борется»,— гласит народная мудрость. Двадцать первого марта по всей земле (кроме приполярных областей) день равен ночи. Граница света и тени пройдет в это число марта через оба полюса, когда Солнце пересекает небесный экватор в районе созвездия Овен, переходя из южного полушария в северное. Так начинается астрономическая весна. «День побеждает ночь».
Особенный свет изливает на март величайший праздник Православия — Благовещение Пресвятой Богородицы, который именуется в церковных песнопениях «главизной нашего спасения». В этот день, 25 марта старого стиля, как говорила уже упоминавшаяся нами «Следованная псалтирь», Бог «... сошел за человеколюбие на землю, яко дождь на руно, с небеси архангеловым благовещением в пречистом чреве Преблагословенной Девы Марии...».
Это и есть третье весеннее новолетие, третья встреча весны. Весны духовной, весны космической. По народному поверью, Благовещение — самый большой праздник у Бога. Он столь велик, что в этот день весна окончательно «зиму поборола», ибо, как замечает пословица, «Покров не лето, а Благовещенье не зима»...