ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОЕ И ВОЗМОЖНОЕ

Л. ЕРМОЛАЕВА-ТОМИНА, кандидат психологических наук • 02 августа 2017

    Едваребенокстановитсянаножки,едвапроизноситпервыеслова,какродителиуженачинаютобдумыватьважнуювоспитательнуюзадачунадолгиегодыиужебоятсяупуститьвремя.Задачаэта—развитиедетскихспособностей.Чемраньшеиотчетливееонипроявляются,темяснеекажетсявзрослымпутьихдальнейшегосовершенствования.Но,увы.такчастыздесьразочарования,«загадочное»угасаниеспособностей,«необъяснимое»отвращениеребенкакзанятию,вкоторомонужедостигприметныхуспехов.

    Аможетбыть,мыпридаемслишкомузкий,ограниченныйивнешнийсмыслсамомуэтомупонятию«способности»?Можетбыть,надовзглянутьшире—иоткроютсяновые,неучитываемыенами,условияифакторы,определяющиеихразвитие?

    Вшколе(мыоставляемпокавсторонеумственныеприобретениядошкольнойпорыимастерствоучителя)вседетипоставленывединыедлявсехусловия:вопределенныйпрограммойпериодвременикаждыйдолженовладетьнеобходимымидляуспешностиучебынавыкамиизнаниями,достигнутьсоответствующегоуровнядуховногоипсихическогоразвития.Ностоитлидоказывать,чтовоттакогодружного,вединомстрою,освоениязнанийиинтеллектуальногоразвитиявреальностинепроисходит?Однидетижаднонабрасываютсянаучебуидажесамостоятельно,задолгодошколы,овладеваютнавыкамиписьма,чтения,счета.Этапотребностьвпознании,умственномнапряжениисохраняетсяунихивболеестаршемвозрасте.

    Вместестемизвестныфактыипрямопротивоположные:люди,добившиесявыдающихсяуспеховвпрофессиональнойдеятельности,случалось,былившкольныегодыдвоечникамииотстающими,апоройисчиталисьбезнадежными.Следовательно,преждечемоцениватьребенкапошкольнымуспехам,надоприглядеться,вкакойстепенисамасистемаобученияспособствуетраскрытиюспособностей.

    Попробуемженапримеретакого«общеобязательного»качества,какспособностькобучениювшколе,разобратьсявтом,изчеговообще«сложены»способности.

    Современнаяпсихологиявидитосновныекритериитехилииныхспособностейвлегкостиискоростиовладениясоответствующиминавыкамииумениями,высокойпродуктивностидеятельностиипотребностивней.Ниокомнельзясказатьвообще:способныйилинеспособный.Каждыйчеловек,еслинетглубокойпатологии,способенктемилиинымвидамтрудовойдеятельности.Новотэти«теилииные»оченьразличаютсяпостепенисложности.Водномслучаедляуспехадостаточнонесколькихнесложныхнавыков—такимивидамидеятельностиможетпрактическиовладетькаждый.Вдругомслучаепрофессиональнаядеятельностьтребуетлибоформированиясложныхнавыков,либоповышеннойвыносливостикразноготипанагрузкам,либосочетаниямножествапсихических,умственныхиличностныхкачеств,иливысокогоразвитияодногоизних.Наиболееяркиминагляднымобразцомтакойсложнойдеятельностислужит,например,профессиякосмонавта.Подобнымивидамидеятельностиспособныовладетьдалеконевселюди.

    Учебнаядеятельность,соднойстороны,относитсякчислусложных,асдругой,построенатак,чтодоступнакаждому.Сложностьеевтом,чторебенокдолженовладетьоченьширокимкругомразнообразныхнавыков,приобрестизнанияиуменияпосамымразнымдисциплинам,развитьвсе,буквальновсе,основныепсихическиесвойства:восприятие,память,мышление.Вкакойстепениэтопосиламкаждомуученику?Возможнолиуспешноеобучениедлявсехили,какговорится,«вышеголовынепрыгнешь»инедостаточностьприродныхпредпосылокпреодолетьневозможно?

    Чтобыответитьнаэтивопросы,присмотримсякнеудачникам,ктем,ктопопадаетвчислоотстающихужевначалешкольногопути.

    Всестороннийанализнеуспеваемостимногихучащихсяпоказал,чтовосновеее—самыеразныепричины,какобусловленныеприроднымизадатками,такизависящиеотвоспитанияиразвитияребенка.

    Остановимсясначаланавлияниитехприрожденныхкачеств,которыемалоподдаютсявнешнимвоздействиям.Книмотноситсясила,подвижность,уравновешенностьпроцессоввозбужденияиторможения,чувствительность,реактивность,эмоциональность.Всеэтисвойстванервнойсистемытакилииначевлияютнауровеньспособностикобучениюипри«несчастливомсочетании»могутбытьпричинойнизкойуспеваемости.

    Например,пониженнаяработоспособность,быстраяутомляемость,неспособностькдлительнойконцентрациивниманиякакследствиеслабостинервнойсистемынередковедуткучебнымнеудачам.Такиедетиинстинктивноизбегаютумственныхнагрузок,предпочитаютбегатьводворе,смотретьтелепередачи,подлюбымпредлогомоткладываяподготовкудомашнихзаданий,анаурокахипризанятияхвгруппахпродленногодняпостоянноотвлекаются.Одинизтакихребят—первоклассник,скоторыммыПознакомилисьвовремянашихобследований,засыпал,едвасадилсядомазауроки,хотявостальноевремяособойсонливостиунегонезамечалось.Вспециальномэксперименте,когдаондолженбылподчеркиватьопределенныебуквывтечениепятнадцатиминут,ужечерезсемьминутонначалделатьошибки—пропускатьбуквы,аподконецсталподчеркиватьвсебуквыподряд.Наурокахвклассеонпростобросалвыполнятьзаданиеиначиналбессмысленнопереворачиватьстраницытетрадиилиучебника.

    Но—пустьнеудивляетсячитатель—причинойнизкойуспеваемостиможетбытьиповышеннаяумственнаяактивностьдетей,потребностьвнапряженноймыслительнойдеятельности.Одинизнашихподопечных,учениктретьегоклассаВалерийП.,сраннеговозрастапристрастилсякрешениюразногородасложныхзадач,кчтению«длясебя»,самнапрашивалсянаэкспериментысрешениеминтеллектуальныхзадач,—авотпрочныенавыкиписьма,рисования,чтениявслухунегонебылисформированы.Онохотновыполнялтеклассныезадания,которые«заставлялишевелитьмозгами»,иоткровенноговорил,чтоемусмертельноскучновыводитьбуквы,повторятьодноитожесначалааклассе,апотомдома.Вклассеэтотмальчикзавоевалрепутацию«умного»и«многознающего»,чтовполнеегоустраивалоисделалоравнодушнымкоценкам.Аведьделонетольковоценках—втехнавыках,которымимальчикпренебрегает,онзаметноотстаетотсверстников.

    Причинойнизкойуспеваемостимогутбытьидругиекрайности:высокаяподвижностьнервнойсистемыисильнаяееинертность(медлительность),повышеннаячувствительностьквнешнимвоздействиям,равнокакисвоеобразная«эмоциональнаяглухота».

    Такоекачество,какподвижностьилимедлительность,оченьяркопроявляетсянауроках.Втретьемклассебылпроведентакойэксперимент:учительницапредложилаоткрытьучебникиитетрадиисписатьупражнениепорусскомуязыку.Черезпятьминутонапопросилавсехостановитьсяипроверила,чтоуспеливыполнитьзаэтовремяученики.Оказалось,кто-тоужеуспелсписатьполовинуупражнения;другие—всегооднуфразуилидажеполфразы;некоторыежетольконашлинужнуюстраницуучебника.Разумеется,быстротадействий—качество,вовсенеоднозначноположительное.Всемывстречалинетолькопервоклассников,ноиподростков,идажевзрослых,которыеготовыотвечать,едвауслышаввопрос,воттолькочислоневерных,случайныхответовунихвесьмавысоко.

    Торопливостьсказываетсянетольковслучайных,поверхностныхответах,решенияхзадач,ноивтом,какребеноквообщевыполняетзадания.Унегопоявляетсятенденциякшаблонизациидействий,посколькушаблондает,какизвестно,наиболеебыстрыйрезультат.Например,ещеодиннашподопечный,АлешаН.,учениктретьегокласса,завремяурокаможетсписатьфразсготовоготекставтроебольше,чемостальныедети;ноунегожеоказываетсяисамоебольшоеколичествоошибок.Торопливостьсводитнанетвсеучебныедостоинствамальчика:еголюбознательность,интерескучению,богатоевоображение.ИАлешаоказалсявчисленеуспевающихпоосновнымпредметам.

    Своитрудностивозникаютиудетейсповышеннойчувствительностью.Высокаячувствительностьпроявляетсянетольковтом,чточеловекразличаетвесьмаслабыезапахи,шорохиит.п.,ноивтом,каконреагируетнаотношениеокружающих,наразныежизненныеситуации,наоценкуегодеятельностиидажепростоналасковыйилихолодныйвзгляд.Например,такогоребенкаможет«выбитьизседла»дажемимолетное,деловоезамечаниеучительницы;онначинает«пережевывать»его,тревожнораздумывать,каккнемувообщеотноситсяучительница.Иконечно,внешнеевнимание,готовностьследитьзатем,чтопроисходитнауроке,унегосущественноослабевает.Апо-настоящемусильныераздражителивызываютутакихдетейрастерянность,неспособностьсобратьсясмыслями,приступитькработеилиответу.«Сильными»жемогутоказатьсятакиебанальные,повседневновозникающиеситуации,каквызовкдоске,неожиданныйвопроснаотметкуит.д.

    ...ВтороклассницаЛенаД.раноисамостоятельнонаучиласьчитатьисчитать,охотнопошлавшколу—иужекконцупервогоклассаоказаласьвчислеотстающих.Девочкатеряетсядажетогда,когда,знаяответнавопросучительницы,самаподнимаетрукуиееспрашивают.Онабыстровстаетимолчитиз-зарастерянности!Когдавклассечитаютпоочередиионазнает,чтоскоронаступитеечеред,Ленавсёчитаетхорошо.Акогдапроверкускоростичтенияпроводилзавуч,онаотволненияпростоневиделатекста.

    Чемярчевыраженытипологическиесвойстванервнойсистемы,темменьшеподдаютсяониисправлениюизамененаболее«удобные».Чтоделать?Мыответимнаэтотестественныйвопрос,нопозже,апокапосмотрим,какиеещепсихическиесвойствавносятвкладвучебнуюдеятельность.

    Этопреждевсего—спецификавосприятияипамяти.

    Какиежепомехивосприятиюестьуотстающихшкольников?Этонебольшойобъемодновременновоспринимаемыхобъектов,неспособностьктонкомуразличениюдеталей,неспособностьвыделитьсущественноевобъекте.Увы,этинедостаткимогут«тянуться»зашкольникомивболеестаршиеклассы.

    Ученикампервого—третьегоклассовбылиданысамыепростыезрительныезадачиспостепеннымувеличениемколичествадеталейотдвухдосеми,которыенеобходимобылоувидетьиучестьдляправильноговыбораответа.Слабоуспевающимученикамониоказалисьнепосилам:этиребятамоглирешатьзадачи,еслитолькочислодеталейбылоограниченодвумя-тремя.Остальныедеталионипростоневидели,идажепрямоеуказаниенато,чтовседеталинадососчитатьиперечислить,непомоглорешитьзадачу.Присписываниисдоскиготовоготекстатакиедетиделаютбольшоеколичествоошибок,пропусковслов,букв,причемнекоторыедажебольше,чемпридиктанте,другиеже,наоборот,допускаютошибкитольковдиктанте.Этообъясняетсятем,чтоуразныхдетейслуховоеизрительноевосприятиеможетбытьразвитонеодинаково.

    Тожесамоекасаетсяипамяти,Объемпамятипроверяетсядостаточнопросто:надоскепишется,азатемстираетсяпостепенноувеличивающеесяколичествобукв,цифр,слов—оттрехдосемиилидесяти,взависимостиотвозрастадетей.Детидолжнынаписатьихвтетради,Какпоказалирезультатытакихпроверок,именнослабоуспевающиеученикичащевсегозапоминаютнеболеетрех-четырехбукв,цифрилислов.Примернотакжепроверяетсяслуховаяпамять:учительдваждыповторяетсловаилицифры,постепенноувеличиваяихколичество,адетидолжнызаписатьихвтетрадь.Уоднихдетейоказываетсябольшийобъемслуховойпамяти,удругих—зрительной,

    Виндивидуальномэксперименте,когдашкольникапросятсначаладварапапрочитать,азатемпереписатькакую-либофразу,остающуюсяпередегоглазами,можнопроследить,насколькопрочноидолгоребенокудерживаетвпамятитолькочтопрочитанныйматериал.Однидетипишутвсюфразуцеликом,необращаяськобразцу,другиежесверяюткаждоеслово,аеслиполагаютсянасвоюпамять,тосразуначинаютделатьошибки:пишутнетослово,вычеркиваютего,начинаютписатьсызнова...

    Теученики,укоторыхнизкауспеваемостьиз-занеспособностизапомнитьучебныйматериал,нестрадают,какправило,какой-либообщейпатологиейпамяти:ониоченьхорошозапоминаютпонравившиесяимфильмы,разныесобытияизшкольногобытаиещемногоедругое,чтосоставляетсодержаниеИсмыслихповседневнойжизни.Особенностьихпамятивтом,чтозапечатлениетогоилииногоматериалаунихпроисходитлишьвтомслучае,когдаонсампосебеярок,интересен,эмоциональнонасыщен.Буквы,цифры,слова,правилаихнаписаний,необладающиетакойяркостьюипритягательнойсилой,никакнеукладываютсявпамятиребенка,хотяонпытаетсяихповторять,учить,зубрить.

    Инаконец,причинойнизкойуспеваемостиможетбытьнедостаточнаяразвитостьинтеллектуальной,мыслительнойдеятельностиребенка:неспособностьксамостоятельномуанализуучебногоматериала,обобщениюипереносуполученныхзнаний.Мыслительныеспособностиразвиваютсявпроцесседеятельности,направленнойнапознаниенаиболееобщихзаконовприродыиобщества,решениепроблемныхзадач,преобразованиедействительности.Вместестемуспешностьихразвитиявомногомопределяетсяиличностнымикачествамиученика,такими,каклюбознательность,потребностьвинтеллектуальномнапряжении,целеустремленность,атакжеикачествамиума:гибкостью,аналитичностью,способностьюкширотеобобщения.Этикачествауманаходятсявтеснойсвязисприроднымипредпосылками,апотомуразвитиеихидетуоднихдетейоченьбыстро,удругих—замедленнее.

    Способностькобучениювшколезависитиотличностныхкачествребенка,вчислокоторыхвходятиэмоциональные,иволевые,ите,которыеопределяютсяегоотношениямистоварищами,учителями,родителями.Большуюрольиграетсамооценкашкольникаиуровеньегопритязаний.

    Считается,чтоособенностихарактеранаиболеегибки;ониврешающейстепенизависятотвоспитанияивлияниявнешнейсреды.Однакоиздесьестьсвязьсприроднымизадатками,одниизкоторыхблагоприятныдляшкольнойучебнойдеятельности,адругие—нет.

    Какпоказываютнаблюдения,особеннолегковключаютсявшкольноеобучениедетисгармоническимразвитиемразныхсторониндивидуальности.Онидисциплинированы,аккуратны,любознательны,трудолюбивы;коллективистскаянаправленностьидоброжелательностьсочетаютсяунихсинициативойицелеустремленностью,гораздотруднеепривыкаюткобучениювшколедетисодностороннеярковыраженнымичертамихарактера,причемэтичертымогутбытьнетольконегативными,ноипозитивными.Тажесамая,безусловноположительнаялюбознательность,еслинетдисциплинированностиитрудолюбия,ведеткразбросанности,чтоможетсделатьшкольникахроническиотстающим.

    Итак,ккакимжевыводаммыпришли?Первый,очевидно,можносформулироватьтак:способностикучебнойдеятельности—сложная,«многоэтажная»структура,соединяющаявсебеиприродныепредпосылки,иприобретенные,являющиесяитогомпредшествующегожизненногоопытаивоспитаниякачества.Поэтомуинеможетбытьединогоответанавопрос:какразвиватьучебныеспособностиребенка?Наразныхуровнях,наразныхэтапахидействоватьнадопо-разному.

    Типологическиесвойстванервнойсистемыребенкаобязательнонадоучитывать,надокомпенсироватьихнедостаткивыбороминдивидуальногостиляучебнойдеятельности,которыйвнаибольшейстепенибудетопиратьсянасильныесторонынервнойсистемышкольникаи«гасить»ихслабости.

    Познавательныепроцессынуждаютсявнаправленномразвитии.

    Личностныекачестваребенкаследуетвоспитыватьивобучении,ивжизни.