Развеселый "пятачок"

29 января 2018
...У самой платформы метро «Измайловская», там, где сливаются две березовые аллеи, воскресными вечерами тоже царит веселье: смех, музыка не смолкают за полночь

    Гармонист наяривал разудалую плясовую, а маленькая, тщедушная на вид старушка так и вертелась заводной юлой, высоко вскидывая руки. Казалось, еще немного, вот-вот, и обернется она девчоночкой Синюшкой из бажовской сказки. Видно, в свои семьдесят с лишним плясунья и понятия не имела о тех коварных недугах, что обычно подстерегают ее ровесниц.

    • Это еще что,— заметив мое удивление, пояснил стоявший рядом словоохотливый мужчина в золоченых очках,— у нас тут старушки боевые, а когда ряжеными нарядятся да шутки-прибаутки заведут — только держись! Кто на «Измайловский пятачок» ходит — с болезнями навек прощается. Здесь у нас свой, лесной, Минздрав.

    Неподалеку от плясового круга, на краю поляны, собрались любители украинской песни. Зычным, полным голосом выводит Петр Николаевич Владимиров слова бравой казачьей песни, и тут же она обрастает множеством голосов, стремительно набирает силу, ширится. На песню, как на огонек, спешат люди, и уже новые, пока робкие и неуверенные, голоса вплетаются в забытую мелодию...

    Чуть поодаль — еще тесный круг. А в нем, выбивая каблуками на асфальте частую дробь, так и сыпят частушками две плясуньи. Щеки разрумянились, руки в боки:

    Я на пенсию пойду аж в двухтысячном году, Все равно плясать приеду, хоть по месяцу в году!

    Несть числа шуточным припевкам и обилию их тем: и про неверного миленка, и послевоенную бабью долю, и про выборы и фантастические цены.

    На лужайке под вековыми соснами расположился еще один хор. Далеко по вечернему парку разносятся слова задушевной, любимой не одним поколением песни: «На муромской дороженьке стояли три сосны-ы-ы...»

    Почетные места рядышком с баянистом Иваном Даниловичем заняли самые старейшие участники этого необычного хора. Еще несколько лет тому назад они представляли немногочисленный, но весьма уважаемый на пятачке коллектив — хор ветеранов.

    Но время неумолимо: с каждым годом редели их ряды, и тогда самые стойкие примкнули к другому большому хору русской песни, запевалой и признанным лидером которого стала Таисия Ивановна Ярцева. Бывают дни, когда хор собирает десятки, а то и сотни участников, и тогда на «Измайловском пятачке» стихийно возникает не объявленный в афишах, нигде и никем не запланированный песенный праздник.

    Не мал и не велик пятачок, а места всем хватает, и друг другу никто здесь не мешает. Широкая асфальтированная часть аллеи издавна служит танцплощадкой.

    Раньше танцевали под гармонь. Теперь на смену ей пришла техника: из прикрученного к высоченной березе усилителя несутся магнитофонные записи студенческих песенок, незамысловатых, популярных в недавнем прошлом мелодий. Танцуют все, приглашения дожидаться вовсе не обязательно, и если пары нет, все равно входи в круг!

    Танцплощадка эта работает почти круглый год, и все — на общественных началах. Да и вообще у «Измайловского пятачка» нет организаторов. Чтобы стать членом этого уникального клуба, нет надобности платить членские взносы и знакомиться с уставом. Полная свобода выбора: хочешь — пой, хочешь — пляши, а можешь просто слушать, смотреть.

    «Пятачок» — это особый, постоянно меняющийся мир, где никогда невозможно предугадать, какой сюрприз приподнесет он при следующей встрече: появятся ли ряженые и заведут веселый хоровод, или на небосклоне «пятачка» взойдет новая "звезда» — явится неведомый миру поэт либо певец.

    Штукатура Владимира Кокорева из подмосковного Троицка плотным кольцом окружили любители поэзии. Его стихи и басни вряд ли увидят свет: критики, конечно, найдут в них множество литературных изъянов, «Пятачковскому» тенору тоже никогда не петь в концертных залах. Да и самим исполнителям не нужны ни слова, ни гонорары. Они не обременяют своими просьбами редакции, не стремятся в филармонии. Они творят для «пятачка», для своих слушателей, и если стихи или ария понравятся публике, их будут слушать, нет — тихо разойдутся.

    У «пятачка» свои неписаные законы и традиции, свой «кодекс чести» — его артисты пользуются всеобщей любовью, и никто не позволит сделать в их адрес обидных замечаний. Здесь не любят пьяных, и если подвыпивший «танцор» выйдет в круг, музыка тотчас замолкает, а вдогонку ему полетит насмешливая едкая частушка.

    К гармонисту Вите подбежали две запыхавшиеся подружки, выговорили с укором: «Все танцуют, а мы хоть пропади!»

    — Передохну малость и возьму гармонь.

    Виктор Алишин — на «пятачке» свой человек. И приходит он сюда не один, а вместе с женой Надеждой, плясуньей и частушечницей. Когда-то перебрались они с Орловщины в Москву, поселились в рабочем общежитии. Пробовали «осваивать» столицу — ходить в театры, в музеи, в клубы,— да все неуютно, неприкаянно чувствовали себя в огромном чужом городе, пока один добрый человек не посоветовал сходить им в Измайловский парк, на «пятачок». С тех пор и стали Али-шины его завсегдатаями. Брали с собой и маленькую дочку. Она на «пятачке», на чистом лесном воздухе, и выросла, потому и не болеет никогда— так считает Надежда.

    Правда, бывает, что в праздничные дни не слышно переборов Витиной гармошки, не выходит в круг и Надя. А означать это может только одно — уехали Апишины в свою родную деревню, пригласили их односельчане на свадьбу. Никто лучше и веселее их, да еще со всеми припевками, свадьбы не сыграет. Да и в Москве они — желанные гости на свадьбах.

    А свадьбами «пятачок» богат. Давно, когда ни клубов знакомств, ни брачных агентств и в помине не было, "пятачок» успешно выполнял эту важную социальную миссию. Находили себе здесь подруг и спутников жизни те, у кого не очень удачливо складывалась личная жизнь: кто-то не обзавелся семьей по молодости, у кого-то судьбу разрушили война, горе. На «пятачке» знакомства не шапочные, не вдруг случаются: поют вместе, танцуют, беседуют ладком, смотришь — и еще двое одиноких немолодых людей нашли друг друга.

    Случались в истории «пятачка» и совсем невероятные, просто легендарные истории. Лучшего плясуна и ложечника — «короля» «пятачка» — Петра Исаева приметил как-то сам Игорь Моисеев и пригласил к себе. Походил Петр на репетиции, посмотрел-посмотрел, да... и вернулся в свое «королевство» — на «Измайловский пятачок». «Я строитель, дело свое ни на что не променяю, а танцую — для души» — так потом объяснял он свое возвращение. Здесь его стихия, его зрители и почитатели, и если нет на «пятачке» его, Петра Исаева, значит, вечер как бы и не удался.

    Но, конечно, один человек, пусть и столь известный здесь, не может нарушить ритм «пятачка». Даже сильным морозам это не под силу: жизнь зимой на «пятачке» временно затихает, как в реке, скованной льдом. «Пятачок» живет, затаившись на время, ждет тепла, чтобы потом, по весне, взломав ледяные оковы, взвеселилась, оттаяла его душа...

    Не на пустом месте возник «пятачок». Измайловский парк издавна облюбован москвичами как место народных гуляний, праздников. История «пятачка» уходит в прошлые столетия. Городские праздничные гулянья, называвшиеся в народе «под горами», «под качелями», перекликались с крестьянскими традициями — те же любимые катания с ледяных гор на Масленицу, ряженые, завивание венков. И даже тем стихам и басням, что читал поэт из Троицка, тоже есть начало — «жарты»— так назывались сатирические стихи и новеллы в России на рубеже XVII—XVIII веков.

    ...У самой платформы метро «Измайловская», там, где сливаются две березовые аллеи, воскресными вечерами тоже царит веселье: смех, музыка не смолкают за полночь. Ну а чтобы попасть на сам «пятачок», нужно пройти в глубь Измайловского парка, в самое его сердце. Дорогу покажут.