Март — начало весны, месяц первых ручьев и первых цветов. И все цветы марта — женщинам, на их праздник, в благодарность за их трудовой подвиг.
В любой современной профессии, в любой области занятий труд женщины весом и впечатляющ. Но не меньшая наша благодарность — и за труд материнства, заботу воспитания.
О женщинах-матерях, воспитательницах — мы и рассказываем сегодня: об Анне Тимофеевне Гагариной, матери первого космонавта, о Раисе Васильевне Павленко, заместителе генерального директора производственного объединения и матери пятерых детей, о Марте Петровне Плауциня, и в свои девяносто лет не оставляющей учительского труда. Как лучше учить, как лучше воспитывать — эти проблемы обсуждает сегодня вся страна. Мыслями о школьной реформе поделятся с вами директор школы из Краснодарского края М. Постол и ученый-медик Б. Первомайский, читатели из Севастополя, Москвы, Свердловска, Ульяновска. Думая вместе с ними, какой будет наша школа, не упустим из виду и собственных воспитательских, семейных забот. Поразмышляем: в наших собственных поступках, в наших отношениях с детьми не нуждается ли кое-что в «реформе», в переменах? В этих размышлениях вашими собеседниками станут публицист Т. Афанасьева, ученые А, Катаева и И. Вудницкая, врачи Вл. Леви и А. Захаров, директор московской школы Е. Ямбург. В октябрьском номере прошлого года мы начали разговор на волнующую родителей тему — «Ребенок у телевизора». Сегодня наши читатели дополняют, обсуждают, оспаривают высказанные прежде мнения. В этом номере мы начинаем цикл бесед о культуре поведения; их ведет журналистка Т. Кедрина
В этом году исполняется сорок лет, как учреждены знаки отличия для советских матерей: ордена «Мать-героиня» и «Материнская слава», «Медаль материнства». К наградам трудовым и боевым, которыми Родина отмечала наших женщин, присоединились знаки материнской доблести. И есть особый смысл в том, что произошло это в обагренном кровью, опаленном военными пожарами 1944 году. Жизнь человеческая, которой в то время каждое мгновение грозила гибель, не обесценилась. А жизнь матери, дающей жизнь, сила, взращивающая отвагу и мужество, душа, вдохновляющая на подвиг, приобрела особую ценность. Материнство явило свое великое достоинство.
Советская женщина-мать не только продолжает жизнь, но и формирует, развивает, совершенствует ее, сообщая нашему общему движению украшающую его гармоничность и здоровую, полезную традиционность.
В свою очередь, общество заботится о том, чтобы советская женщина полно реализовала свои способности и в производственной, и в общественной жизни, и в воспитании детей. С одной стороны, государство берет на себя многие заботы по содержанию и воспитанию детей, непрерывно присоединяя к уже имеющейся обширной системе детских учреждений новые; подсчитано, что государство сейчас обеспечивает 80 процентов расходов на содержание дошкольников. С другой стороны, женщине предоставляется все больше условий непосредственно самой растить малыша: удлиняются сроки, когда мать имеет возможность не разлучаться с новорожденным, увеличиваются предоставляемые ей материальные льготы. Растет число школ и групп продленного дня — в 1985 году количество мест в них достигнет 13,5—14 миллионов. Постепенно, но настойчиво внедряются в жизнь формы неполного рабочего дня, гибкого режима работы, надомные виды труда, которые позволяют женщине больше времени и внимания уделять семье, детям.
Конечно, не все еще проблемы сегодня решены. Да, растет количество детских садов и ясель, скоро их хватит на всех желающих — ведь уже сейчас 60 процентов малышей нашей страны воспитываются в дошкольных учреждениях. Однако некоторые ясли и сады еще работают формально, нет в них семейного уюта, домашнего духа. К сожалению, ребятишки там часто болеют, а болезнь ребенка — это тревога матери, отрыв ее от труда.
Есть претензии у матерей и к школе. Вот почему так близко к сердцу воспринимают советские женщины реформу школы — важнейшее государственное мероприятие. Эта общественная забота — одновременно и дело глубоко личное для каждой матери, для каждого из родителей: сегодня закладываются основы того, что в значительной мере предопределит, какими будут выходить из стен школы наши дети.
Итак, советская женщина 80-х годов — личность активная, энергичная, деятельная, полностью освоившая возможности реального равноправия. Равноправия, понимаемого не как примитивная одинаковость, но как подлинное социальное равенство женщины и мужчины при существовании несхожих индивидуальностей, характеров, темпераментов, видов занятий. Равенство мужчины и женщины в подлинно гуманистическом и демократическом обществе — это одинаковые для всех права и возможности, а вовсе не отмена различий и особенностей, свойственных женщине. Поверхностное толкование равенства и равноправия приводит подчас к обостренным ситуациям и в семье, и в общественной сфере. Это тем более досадно, что мы знаем множество примеров гармоничного и счастливого соединения советскими женщинами своих социальных и семейных, материнских устремлений и обязанностей.
Это позволяет говорить, что, вероятно, в наше время рождается новый тип женщины развитого социалистического общества.
Такая женщина, как и прежде,— и все же по-новому,— отважна и самоотверженна; привычно, но всегда неожиданно сердечна и добра; постоянна и способна к непрерывному совершенствованию; как всегда, по-своему прекрасна.
Во все времена человек олицетворял все лучшее в мире: любовь, землю, Родину, саму жизнь — в образе прекрасной доброй женщины. Сегодня, когда перед человечеством стоит одна всепоглощающая задача — не допустить атомного самоуничтожения, мы думаем о женщине с особой, может быть, еще неведомой силой чувства: пусть восторжествует в мире прекрасное и вечное, созидательное и животворящее женское начало. Женщина несет в себе будущее — нашей семьи, нашего общества, всего человечества. Пусть это будущее сбудется, пусть женщина пребудет вечно. Ибо, как сказал Горький, самое умное, чего достиг человек,— это умение любить женщину, поклоняться ее красоте: от любви к женщине родилось все прекрасное на Земле.