Не буду жаловаться на сегодняшнюю жизнь.
Что толку? Как и все пенсионеры, получаю пенсию. Проработала сорок шесть лет в сельской школе. Сейчас плавно «перетекла» в СПТУ - веду одну группу.
Спросите, почему работаю, будучи на пенсии? Внука опекаю, сирота он. Матери нет. Отец практически не принимает участия в воспитании сына -работает маркшейдером в Апатитах. (Маркшейдер - специалист, занимающийся геодезическими съёмками горных разработок. - Ред.). Мне так хочется, чтобы мой внук вырос порядочным, добрым, работящим человеком. В вуз ему, конечно, не поступить -трудно даётся ребёнку учёба. Он будет рабочим. Но какая судьба ждёт его в униженной и разорённой стране? Своего дела он не заведёт - ума не хватит. А просто рабочего человека сейчас унижают. Не голословно о том пишу. Я разговаривала на эту тему с учащимися СПТУ, у которых веду занятия. И такого наслушалась! Вот сидят передо мной двадцать будущих механизаторов. Они сами не уверены, что за свой труд будут получать достойную зарплату и смогут обеспечить себе достойную жизнь. Тревожно мне за будущее подрастающего поколения. Я имею в вид таких подростков, как мой внук.
Признаемся честно: ведь и советская власть не сильно жаловала рабочего человека. Постараюсь привести те примеры, что ближе мне самой и читателям, которые трудовую жизнь начинали в колхозах. Одни пишут, что жизнь в колхозах была унизительной и беспросветной, другие, наоборот, утверждают, что жилось хорошо. Те , другие правы. Лично я не плачу по советскому времени. Ещё в середине семидесятых годов прошлого века я разочаровалась в коммунистических идеалах. Да так сильно, что даже сыну запретила вступать в комсомол.
В 1971 году я вышла замуж за колхозника. У него (в те-то годы!) ещё не было паспорта, и он не мог распорядиться своей судьбой. Я была шокирована, когда председатель сельсовета заявил, что не отпустит его из колхоза, то есть не даст ему справку для получения паспорта. Он и меня принуждал остаться в их деревне. Но я не могла бросить слепых родителей (мать была слепой восемь лет, а отец - двадцать три года). Трудной была жизнь моих родителей. Большая повесть получится, если написать. Впрочем, у их поколения судьбы почти одинаковы. Мама была из семьи раскулаченных. Я училась уже в одиннадцатом классе, когда узнала, что она - «лишёнка» (об этом в домашнем архиве сохранилась справка). Как муж получал паспорт - целая история. Повезло благодаря тому, что один большой начальник жил на нашей улице.
Велики ли были заработки в советское время? Не знаю, за всю страну не скажу. Но я, молодая женщина, безмерно удивилась, когда за каторжный труд без выходных за месяц муж принёс всего 80 рублей. Тогда-то я и поняла, что такое колхоз. И знаю, почему моя сестра, работавшая в молодости свинаркой и дояркой, раньше времени ушла из жизни.
Правда, в последние советские годы заработки колхозников выросли. Моя сваха, работавшая 25 лет свинаркой и сакманщицей, получала в месяц по 180-250 рублей, а я, учительница, - 130-150.
Последние десять-пятнадцать лет колхозы, как говорится, цвели. Почему? Да потому, что им давали дотации. Приведу яркий пример. У тех, кто держал корову, колхоз покупал молоко по 30 копеек за литр, а продавал государству тот же литр по 87 копеек.
Партийно-палочная система свирепствовала. Помню, шло августовское совещание учителей. Секретарь райкома КПСС клеймил позором учителей, которые не сдали в колхоз положенную норму молока. Вдумайтесь в этот абсурд: ругал не колхозников, а учителей. Я тогда встала и сказала:
- Я держу корову не для сдачи молока колхозу, а для себя.
Секретарь опешил от неожиданности: ему посмели возразить.
Советская система в те годы унижала, убивала достоинство человека исподтишка. В родном районе я не получила ни одной грамоты и благодарности за трудовые успехи, хотя занимала первые места в республиканском профессиональном конкурсе. Мой двоюродный брат не мог стать депутатом (хотя его выдвигали) только потому, что его родители были кулаками. Даже моего сына в пылу гнева родной дед обозвал кулацким выродком. До сих пор не могу забыть эти слёзы ребёнка.
Зачем я пишу об этом? Да чтобы сказать, что несладкая была жизнь в колхозе и в пору зрелости советской власти. Думаю, к месту будет фраза из романа Шолохова «Поднятая целина»: Сбылись мечты народные
«Возле земли всю жизнь крепостным будешь».
Недавно спросила своих учеников -будущих механизаторов: как они понимают эту фразу. Оказываются, дети ничего не знают о колхозах, о трудоднях, о быте того времени.
Грустно мне стало. Учебники своим сухим официальным языком не донесут и малой толики правды о советском времени. А книг современные учащиеся почти не читают - сидят в Интернете.
Кто их научит правильно расставлять акценты в исторических событиях? Родители? Нынешние родители и сами мало что знают, Только бабушки и прабабушки, деды и прадеды. Рассказывайте свои незамысловатые правдивые истории внукам и правнукам. Когда-то я на свои уроки в школе приглашала маму, и она рассказывала, как их раскулачивали. Дети даже плакали. А отца приглашала на уроки, когда изучали произведения о Великой Отечественной войне, Предварительно читала ему новинки литературы о войне, спрашивала его мнение. Бывшие ученики до сих пор помнят эти уроки.
Двадцать лет назад всем нам дали свободу - плыви, живи, дерзай, трудись. Говори и пиши, что хочешь, и делай, что хочешь. И пошло-поехало. В трясину заехали. А как выбраться из неё, кто подскажет?