Толкинисты, вперед!

Татьяна Башлыкова • 13 мая 2018
Земляне познакомились со Средиземьем в 1937 году, когда появилась первая книга Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит». Cказочная история о походе семерых гномов за драгоценностями к дракону получила какое-то необычное очарование прежде всего потому, что главным экспертом - взломщиком по извлечению сокровищ стал хоббит по имени Бильбо Бэггинс.

    Итак, «Властин колец» — на экранах. Киноманы смущены — фильм, по их мнению, не обладает выдающимися достоинствами. Толкинисты (одни) — в восторге: их любимый автор «пошел в широкие массы». Толкинист Борис Гребенщиков посмотрел фильм «с добрым чувством». Толкинисты (другие) — полны скепсиса: Толкиным здесь и не пахнет. Тем не менее залы кинотеатров полны жаждущими увидеть фильм. Откуда у наших современников тяга к виртуальным мирам?

    Первый раз я прикоснулась к творению Толкина в 1984 году, когда выехала в Германию для участия в международном научном сотрудничестве. Знающий коллега посоветовал мне не жадничать и выложить 49 марок за толстенный том со странными фигурами на обложке. Трудно объяснить нынешнему читателю, сколько надо было внутреннего героизма семнадцать лет назад, чтобы потратить означенную сумму на незнакомую книгу. Я это сделала, и… полученные эмоции тысячекратно превысили вложенные в покупку средства. Второй раз я пережила сказочное ощущение от соприкосновения с жизнью Средиземья (Middle-earth) через тринадцать лет, когда «Повелителем колец» наслаждался мой сын, обсуждая со мной все приключения героев. И вот с начала февраля первая часть экранизации эпоса Толкина — на экране. Только сейчас, обогащенный терминологией эпохи Интернета, я осознаю, что еще полвека назад книга Толкина стала для читателей порталом в виртуальную реальность Средиземья, о чем в те далекие годы еще никто не догадывался…

    Земляне познакомились со Средиземьем в 1937 году, когда появилась первая книга Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит». Достаточно банальная сказочная история о походе семерых гномов за драгоценностями к дракону получила какое-то необычное очарование прежде всего потому, что главным экспертом-взломщиком по извлечению сокровищ стал хоббит по имени Бильбо Бэггинс. Для тех, кто не знаком с этим славным народцем, расскажу в двух словах: нечто вроде Винни-Пуха в человеческом обличье, только с медвежьими лапами. Кроме того, вся история развивалась на фоне каких-то совершенно житейских чаепитий, склок, страданий Бильбо по поводу тягостей бытия и отсутствия теплого одеяла. Из обилия мелочей Толкин соткал целый мир, и чтение книги превращалось не просто в восприятие истории, а в погружение в параллельный мир со своими мыслями, героями и правилами, отличавшимися от наших земных.

    Трилогия Толкина «Повелитель колец» (в оригинале «The Lord of the Ring») увидела свет через два десятилетия после «Хоббита» и ни в коей мере не была детской книгой хотя бы по объему — более тысячи страниц. Суть ее трудно передать в нескольких словах, поскольку одних заметных героев и сюжетных линий наберется два-три десятка. Но делать нечего…

    Есть в Средиземье некое кольцо Всевластья — кто владеет им, получает абсолютную власть над миром. Проблема лишь в том, что, надев кольцо на свой палец, его владелец попадает под его власть, и в конце концов становится непонятно, кто кем владеет, — он кольцом или кольцо им. Главному доброму магу Гэндальфу ясно: кольцо надо уничтожить. Сделать это можно лишь в страшном огне вулкана, где оно и было выковано много лет назад. А отнести его к месту уничтожения предстоит совершенно обычному хоббиту Фродо (племяннику Бильбо) в сопровождении двух его приятелей и слуги. Поскольку противостоят ему девять черных всадников, носящих семь колец власти (менее мощных, чем кольцо Всевластья), в компанию четырем хоббитам отряжены представители главных добрых сил Средиземья — гномы, эльфы, люди, следопыты и сам Гэндальф. Вот, пожалуй, и вся коллизия. А дальше начинается жизнь: герои идут, исполняют свой долг, преодолевают слабости, совершают героические поступки.

    Первая часть этого эпоса под названием «Содружество кольца», рассказывающая о начале похода, и появилась на экранах. Вторая часть «Две башни» появится к Рождеству 2002 года, а заключительная — «Возвращение короля» — в декабре 2003 года. Кинотрилогия (стоимостью в 270 миллионов долларов) наверняка станет не меньшим событием в мире киноискусства, чем «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Скорее всего, успех будет еще большим, потому что выхода фильма с нетерпением ожидают не только киноманы, но и десятки миллионов читателей и почитателей книги, многие из которых прочли и перечитали ее десяток раз.

    Почему же эта книга на протяжении десятилетий привлекает в свои ряды все новые и новые тысячи поклонников? Еще до рождения понятия «Интернет-портал» книга «Повелитель колец» стала как раз таким местом доступа в Средиземье, некой коллективной картой виртуального мира. По словам тысяч и тысяч фанов, мир книги для них ничуть не менее реален, чем окружающая действительность. Об этом же, кстати, писал и сам Толкин в 1939 году: «Создатель фантастической сказки творит некий Вторичный мир, в который может проникать сознание читателей. В этом мире «правдиво» то, что соответствует законам этого мира, и вы верите ему, пока в нем находитесь». Термин Толкина «Вторичный мир» полностью соответствует принятому сегодня понятию виртуальной реальности.

    Чтобы этот другой мир не выглядел картонным городком для кукол, Толкин тщательнейшим образом прописал его историю, генеалогию, картографию и даже разработал специальный язык, на котором фаны во всем мире пишут стихи и даже серьезные лингвистические работы о его структуре. О серьезности, с которой поклонники воспринимали мир Толкина, говорит хотя бы тот факт, что он получал от них десятки писем с жалобами на совершенно недостаточное количество сведений о геологическом устройстве Средиземья. Музыканты требовали нот «средиземских» песен, ботаникам не хватало подробностей флоры, а историки сожалели о крайней бедности сведений о политическом устройстве прошедших веков. Толкин выпустил из бутылки джинна: в шестидесятые годы в университетских кампусах Англии и США стали появляться плакаты с лозунгами «Фродо жив» и «Гэндальфа в президенты», а в середине семидесятых принтеры Стэнфордского университета были среди других шрифтов снабжены и алфавитом Толкина. В наши дни российские поклонники Толкина выезжают в лесные лагеря и, одевшись в соответствующие одежды, сражаются, разыгрывая сцены книги, которая (по их же словам) давно стала для них своеобразной библией.

    Но настоящей благодатью для толкинистов стал Интернет: кроме сотен интернет-сайтов, где они получили возможность обмениваться своими соображениями, возникли ролевые игры online, поэтому исчезла нужда ехать в сырой лес и лупить друг друга деревянными и железными мечами. Но вот в чем загвоздка: сам Толкин люто ненавидел все технологические новинки — поезда, автомобили, телевизоры и даже охлажденные продукты из холодильника. Этой ненавистью пронизана и вся его книга. Противопоставление «технология — природа» проявляется и в борьбе двух главных магов — Гэндальфа и Сарумана. Добрый Гэндальф всегда руководствуется в своих шагах принципами морали, а Саруман имеет мозг, сделанный из «металла и колес». Толкин считал, что все технологические новинки только нарушают естественный ход вещей. По сути дела, его кольцо Всевластья и есть современные технологии, которые, с одной стороны, дают людям власть над миром, а с другой — полностью подчиняют их себе. Единственно возможным решением конфликта Толкин считал уничтожение кольца, чтобы сохранить свою человеческую сущность. Режиссер фильма «Повелитель колец» Петер Джексон так объясняет свое понимание идеологии Толкина: «Его глубоким убеждением было то, что любая сила и мощь порочны в своей сути. Никогда не может быть хорошей Силы».

    По этому поводу настоящие толкинисты задают вопрос: кому будет служить новый фильм Джексона — добру или злу? Споры начали возникать уже по поводу отбора актеров. На роль повелительницы эльфов Арвен была выбрана Лив Тайлер, но толкинисты считали, что она не достойна этого, поскольку снималась в таких бездарных фильмах, как «Армагеддон». Не менее болезненно воспри-нимается совершенно естественное сокращение некоторых сцен и видоизменение некоторых героев, это породило настоящие сражения между «пуристами» и «ревизионистами». Кстати, несмотря на неприятие технологий, все перечисленные возмущения высказываются толкинистами в Интернете.

    Один из наиболее популярных сайтов, посвященных фильму, —TheOneRing.Net, сокращенно TORN. Создал его 23-летний канадский студент Майкл Регина, а главной его притягательной силой стало огромное количество разнообразной, так сказать, несанкционированной информации: огромная сеть новозеландских помощников (кстати, многие из них толкинисты-любители) сообщала Майклу все подробности о съемках, происходивших в Новой Зеландии.

    Кстати, Интернет ясно показал, что, кроме последователей добрых сил, у эпопеи Толкина есть немало поклонников и их оппонентов. Есть уже множество сайтов, посвященных Мордору, — стране зла, с разнообразнейшими картинками, размышлениями об отвратительности добра, играми и встречами монстров-единомышленников. Вот еще одна сторона Интернета: предельная демократичность его способствует как распространению добра, так и зла.

    Компания «Новая линия», снимавшая фильм, открыла свой официальный сайт еще в мае 1999 года, что многим казалось абсурдным, но это был сознательный шаг для установления контаков с сообществом фанов. Здесь с самого начала предлагались самые разные картинки, мелодии и тексты, связанные с фильмом. Одним из сильнейших ходов стало выкладывание первых отснятых кадров фильма в сеть: 7 апреля сайт посетили 1,69 миллиона человек за 24 часа. Кстати, упомянутый выше TORN буквально через несколько часов разместил на своем сайте не только кадры, но и подробный анализ каждого из них, и был вознагражден миллионом посетителей. Подобная популярность интернет-сайтов дала создателям фильма уверенность в том, что они выбрали правильный путь для его продвижения, поэтому они отказались от демонстрации двадцатиминутного анонса на Каннском фестивале. Вместо этого официальный сайт поддерживает постоянные контакты с полусотней самых популярных сайтов фанов книги. К сожалению (для создателей фильма), всепроникающая доступность Интернета сразу же приводит к проблеме авторских прав.

    На сайты фанов выкладывается абсолютно все: все тексты Толкина, его письма, все иллюстрации ко всем изданиям, кадры из фильмов. Один интересный пример. В фильме Джексона большинство ролей играют настоящие актеры, но для одного из созданий — Голлума (кстати, переродившегося в «крысозмею» под воздействием кольца) — пришлось сделать полную компьютерную анимацию. Естественно, вид Голлума хранился в большом секрете, но… практически мгновенно стал известен сайту TORN и появился на нем. Режиссеру пришлось лично обращаться к Майклу Регине и просить не раскрывать его «козырных тузов» до премьеры. Майкл решил не конфликтовать с источником собственной популярности и (что немаловажно) благосостояния.

    Используя все, что касается творчества Толкина, фаны приводят в свое оправдание аргумент, что оно является достоянием всей Земли, так же как Библия или мифы Древней Греции. У них нет и не может быть владельца. Таким образом, широчайшая популярность сопровождается полной утратой таких понятий, как авторское право и интеллектуальная собственность, и каждый должен решать, что ему выгодней.